Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства":

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г. Акт, ранее регулировавший данный вопрос, утратил силу.

При отнесении организаций и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства учитывают несколько критериев, в том числе объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год. Этот показатель не должен превышать предельного размера, устанавливаемого Правительством России 1 раз в 5 лет.

 Постановлением установлены следующие предельные значения выручки для субъектов малого и среднего предпринимательства:

- для микропредприятий - 60 млн руб.,

 - для малых предприятий - 400млн руб.,

- для средних предприятий - 1 млрд руб.

Ранее использовались аналогичные критерии.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака":

Вступил в силу с 1 июня 2013 года.

С указанной даты полностью запрещено курение в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, спорта, в помещениях органов государственной власти, органов по делам молодежи, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг.

Также нельзя курить на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров.

Помимо этого, запрещено курение в помещениях, для предоставления бытовых услуг, торговли, общественного питания, помещениях рынков, социальных служб, органов государственной власти и местного самоуправления, в нестационарных торговых объектах, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами, на автозаправочных станциях.

Законом запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и потребления табака, а также демонстрация табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, предназначенных для детей.

Письмо Минфина от 15.05.2013г. № 03-11-06/3/16944

Разъяснено, что неприменение контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, возможно только при условии выдачи по требованию покупателя или клиента документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу.

Письмо Федеральной налоговой службы от 19 марта 2013 г. № АС-4-2/4547 “О рассмотрении обращения”

Разъяснен порядок ознакомления с поручением на проведение налоговыми органами мероприятий по контролю за соблюдением требований к ККТ при отсутствии уполномоченного представителя организации или ИП.

В таких случаях ознакомить с поручением можно работника (кассира-операциониста, продавца и т. д.) организации (ИП), осуществившего наличные расчеты за реализованный товар, оказанную услугу или выполненную работу. Это делается с одновременным направлением поручения проверяемому субъекту по почте.

Письмо Федеральной налоговой службы от 25 февраля 2013 г. № АС-4-2/3069 “О рассмотрении обращения”

Разъяснено, что организации (кроме кредитных) и ИП, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны использовать ККТ в его составе. При этом платежный терминал должен обеспечивать в автоматическом режиме печать кассовых чеков (с указанием номера терминала и установленных законом реквизитов) и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

ККТ в составе платежного терминала регистрируется в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки. Поэтому применение одной ККТ по нескольким адресам установки платежных терминалов является нарушением правил ее применения. Кроме того, основанием для привлечения к административной ответственности может служить подключение одной или нескольких единиц ККТ к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 08.10.2012г. № 03-01-15/8-213:

Разъяснено, что использование бланков строгой отчетности при оказании населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ, если такую деятельность в соответствии с данным классификатором можно отнести к услугам, оказываемым населению. При этом организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться установленные реквизиты.

Письмо Федеральной налоговой службы от 16.10.2012г. № АС-4-2/17492 “О рассмотрении обращения”:

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять расчеты наличными деньгами и (или) с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также правила их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством России. Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу положения об осуществлении расчетов наличными и (или) с использованием платежных карт без ККТ, могли применяться до 1 декабря 2008 г. Использовать их после указанной даты не допускается. При их использовании, а также при применении бланков строгой отчетности, не соответствующих установленным требованиям, организации и ИП привлекаются к административной ответственности.

Письмо Федеральной налоговой службы от 10.09.2012г. № АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений":

Приведены ответы на частые вопросы, связанные с соблюдением законодательства о применении ККТ. Даны разъяснения и по поводу направления налоговыми органами запросов о банковских платежных агентах (субагентах) оператору по переводу денежных средств.

Если из госреестра ККТ исключены ранее применявшиеся модели, их можно эксплуатировать до истечения нормативного срока амортизации. По истечении срока амортизации ККТ снимается с регистрации налоговым органом самостоятельно. Пользователь уведомляется об этом не позднее дня, следующего за датой истечения срока.

Организации и ИП могут осуществлять расчеты (наличностью и (или) с использованием платежных карт), не применяя ККТ, если оказывают услуги населению. При этом должны выдаваться соответствующие бланки строгой отчетности. Бланки изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Разъяснено, что такие системы к ККТ не относятся и регистрации в налоговых органах не подлежат. Наносить печать на документ, оформленный на бланке строгой отчетности, типографским способом нельзя.

Организации и ИП, применяющие ККТ, должны хранить бумажную контрольную ленту в течение не менее 5 лет. Идентификационный знак - это номерной знак на корпусе ККТ, позволяющий ее идентифицировать.  Применение знака, не соответствующего утвержденному образцу (в т. ч. не содержащего буквенного обозначения серии), неправомерно. При применении ККТ обязательно использовать программное обеспечение, представленное поставщиком для включения модели в госреестр.

Если налоговый орган запросил у оператора по переводу денежных средств перечень банковских платежных агентов (субагентов), то отказ в предоставлении данных является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 01.10.2012г. N 1286-6-1. О трактовке понятия "арифметическая ошибка" в трудовом законодательстве:

Для погашения задолженности сотрудника работодателю могут производиться удержания из зарплаты.  В частности, это возможно для возврата излишне выплаченных сумм (вследствие счетных ошибок, а также в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое).

По мнению Роструда, счетной считается арифметическая ошибка, то есть ошибка, допущенная при проведении арифметических подсчетов.

Приказ Минфина РФ от 29.06.12г. № 94н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2012 г. Регистрационный № 25479):

Утвержден новый Административный регламент предоставления госуслуги по регистрации ККТ.

Обратиться в Службу могут юридические лица и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты, и (или) расчеты с использованием платежных карт, а также принимающие платежи физлиц через терминалы и банкоматы.

Для регистрации ККТ необходимо направить заявление, а также иные документы. Приведен их перечень. Форма заявления размещена на сайте ФНС России. Документы можно направить по почте или в электронном виде через Единый портал госуслуг. Срок их рассмотрения - 5 дней с даты представления заявления. ККТ подлежит осмотру и опломбированию. По итогам заявителю выдается карточка регистрации ККТ.

В случаях замены фискальной памяти или ее накопителя, смены адреса места установки ККТ или ЦТО проводится перерегистрация ККТ.

При снятии с регистрации ККТ составляется акт. В нем указываются показания контрольных и суммирующих денежных счетчиков. В паспорте, учетном талоне и книге учета проставляются отметки о снятии с учета.

Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур. Уделено внимание формам контроля за исполнением регламента, а также досудебному (внесудебному) порядку обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц.

Прежний Административный регламент утратил силу.

Письмо Федеральной налоговой службы от 27.08.12г. № АС-4-2/14090 “О рассмотрении обращения”:

Документация, связанная с производством, продажей, техподдержкой, приобретением, регистрацией, эксплуатацией ККТ, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергозависимое долговременное хранение информации, хранятся не менее 5 лет с даты окончания их использования.

ККТ формирует по запросам следующие отчеты по информации, зарегистрированной в электронной контрольной ленте защищенной. Это отчеты по закрытиям смен в заданном диапазоне дат, а также номеров смен; итоги смены и контрольная лента по номеру смены; отчет итогов активизации; документ по номеру КПК. Перечисленные отчетные документы распечатываются на чековой ленте или вкладном бланке в стандартном формате, регламентированном техническими требованиями к ККТ.

Письмом разъясняется, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны хранить бумажную контрольную ленту в течение вышеназванного срока.

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.12г. 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2012 г. Регистрационный N 25314):

Утвержден Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Приведен список деклараций, заполняемых в отношении объемов производства, оборота и (или) использования спирта, алкогольной, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции крепостью более 25%, использования производственных мощностей организации. Также он касается объемов розничной продажи пива и пивных напитков. В список входят декларации об объемах производства и оборота, использования спирта, названной продукции, об объемах оборота, поставки, закупки и перевозки данных товаров, о перевозке спирта и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме розничной продажи алкогольной (кроме пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков.

Организация заполняет все декларации за квартал, являющийся отчетным периодом. ИП формирует последнюю из названных деклараций за отчетный период.

Организация, осуществляющая свою деятельность на основании нескольких лицензий, формирует единую декларацию по всем кодам видов продукции. Количество лицензий на вид деятельности, действующих в отчетном периоде, значения при этом не имеет.

Приказ об утверждении порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции признан утратившим силу.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2012 г. N 764 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2012 г. Регистрационный N 25357):

Регламентировано, как Роспотребнадзор проводит проверки организаций, предпринимателей и граждан на предмет соблюдения ими санитарных требований, законодательства о защите прав потребителей и правил продажи отдельных видов товаров.

Плановые проверки проходят не чаще 1 раза в 3 года. Исключение - сферы здравоохранения, образования и социальная. Здесь такие мероприятия возможны 2 раза и более в 3 года. Ежегодный план проверок размещают на сайте Роспотребнадзора (его территориальных органов).

Внеплановый контроль проводится по обращениям граждан о нарушении прав потребителей, требованию прокурора, поручению Президента РФ или Правительства РФ. Основанием также может послужить поступление информации (в том числе из СМИ) о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций (об их угрозе). Кроме того, причиной внепланового мероприятия может быть истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

О плановой проверке уведомляют за 3 рабочих дня до ее начала, внеплановой - за 24 ч. Проверка сведений о причинении вреда жизни, здоровью граждан, возникновении чрезвычайных ситуаций (их угрозе) проводится без предварительного уведомления.

Прописаны права и обязанности проверяемых и проверяющих. В частности, должностные лица Роспотребнадзора вправе требовать необходимые документы и информацию, отбирать образцы продукции и пробы обследования объектов окружающей среды, привлекать экспертов. Они также могут посещать с согласия граждан их жилые помещения для обследования их жилищных условий, досматривать транспортные средства и перевозимые ими грузы. При проведении проверки они обязаны предъявить служебное удостоверение, копию приказа о ее назначении и при необходимости копию документа о ее согласовании с прокуратурой.

Проверяемый вправе непосредственно присутствовать при проведении контрольного мероприятия, знакомиться с его результатами. Он может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора в административном или судебном порядке.

Продолжительность проверки (как документарной, так и выездной) - не более 20 рабочих дней (в отношении малого бизнеса - максимум 50 ч в год, микропредприятий - 15 ч в год). В исключительных случаях выездную плановую проверку могут продлить еще не более чем на 20 рабочих дней (для малых и микропредприятий - не более чем на 15 ч).

При выявлении нарушений выдается предписание об их устранении. В случае причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций (при их угрозе) возможен временный запрет деятельности через суд. Также могут отозвать опасную продукцию из оборота или запретить ее реализацию.

Информация о результатах проверок размещается на официальном сайте Службы (ее территориальных органов).

Письмо Федеральной налоговой службы от 30.07.12г. № АС-4-2/12620 "О рассмотрении обращения":

Если ранее применявшиеся модели ККТ исключены из Государственного реестра, в дальнейшем они эксплуатируются до истечения нормативного срока амортизации.

Если истек нормативный срок амортизации исключенной из реестра модели ККТ, налоговый орган может самостоятельно снять ее с регистрации. При этом он уведомляет пользователя о данном факте не позднее дня, следующего за датой истечения указанного срока.

Законодательством не ограничено применение ККТ, которая включена в реестр, если истек нормативный срок амортизации. Соответственно, налоговые органы не могут снять с регистрации такую технику в одностороннем порядке.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012г. N 3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации":

Извещать участников гражданского, уголовного, административного судопроизводства о месте, дате и времени заседания можно в т. ч. посредством СМС-сообщений. Это допускается, если участники процесса согласны на уведомление таким способом. Также необходимо, чтобы факт отправки и доставки СМС-извещения фиксировался.

Согласие подтверждается распиской. В ней приводятся данные об участнике судопроизводства, его согласие на уведомление подобным способом. Указывается номер мобильного, на который направляется СМС-извещение.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012г. N 94 "О внесении изменений в стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами":

Товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные и иные специализированные потребкооперативы, управляющие многоквартирным домом без привлечения управляющей компании (УК), обязаны раскрывать информацию о своей деятельности. Установлены ее состав, порядок и способы опубликования:

- Приводятся общие данные о товариществе (кооперативе).

- Раскрываются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности. Годовая бухотчетность и иные финансовые документы предоставляются в виде заверенных копий. Это касается и УК.

- Товарищества (кооперативы) обнародуют данные о средствах; сведения о работах по содержанию и ремонту общего имущества в доме, их стоимость, порядок и условия выполнения; цены (тарифы) на коммунальные ресурсы. Кроме того, до потребителей доводится информация о привлечении товарищества (кооператива) к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.

- УК, ТСЖ и кооперативы обязаны сообщать о выявленных фактах ненадлежащего качества услуг и превышения установленной продолжительности перерывов в их оказании.

Перечисленные данные размещаются ТСЖ и кооперативами на федеральном интернет-сайте, а также на ресурсе регионального или местного органа власти. Кроме того, сведения вывешиваются на информационном стенде. Его размещают в многоквартирном доме, в доступном для жильцов помещении. Информация предоставляется и по письменному запросу. На ответ дается 20 дней. Сведения предоставляются лично заявителю. При технической возможности запрос можно подать в электронном виде. В этом случае информация высылается по электронной почте в течение 5 рабочих дней.  ТСЖ и кооперативы обязаны разместить сведения о своей деятельности в 3-месячный срок со дня вступления в силу данного постановления. 

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" (Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования. Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 5 октября 2011 г. N 222, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 40 ст. 5559):

Какие государственные услуги должны оказываться по принципу "одного окна"?

Федеральным законодательством предусмотрено открытие многофункциональных центров по предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Они работают по принципу "одного окна" (взаимодействуют с нужными ведомствами от имени заявителя без его участия).

Эти центры и органы всех уровней, государственные внебюджетные фонды сотрудничают на основе соглашений. С инициативой заключить соглашение может выступить любая из его сторон. Соглашение заключается на срок до 3 лет. Форму соглашения поручено утвердить Минэкономразвития России.

Приведен перечень государственных услуг, которые должны оказываться через многофункциональные центры по принципу «одного окна».

Это предоставление сведений из госкадастра недвижимости и ЕГРП, прием документов и личных фотографий для получения или замены российского паспорта, прием формы 4-ФСС РФ, бесплатное информирование налогоплательщиков по ряду вопросов, постановка на учет по месту пребывания и снятие с него. Региональным и местным органам рекомендовано утвердить свои перечни.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением подпункта "б" пункта 1, который вступает в силу с 1 июля 2012 г. Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 5 октября 2011 г. N 222, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 октября 2011 г. N 40 ст. 5552):

Внесены изменения в порядок лицензирования осуществляемых юридическими лицами или ИП перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

C 1 января 2012 г. чтобы получить лицензию, претендент должен иметь автомобиль, который в дополнение к ранее закрепленным требованиям оснащен в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

С 1 июля 2012 г. использование транспорта без такой аппаратуры будет расцениваться как грубое нарушение лицензионных требований и условий.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 сентября 2011г.  N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (Зарегистрировано в Минюсте 30/09/2011. Регистрационный N 21942. Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 5 октября 2011 г. N 222, в "Российской газете" от 5 октября 2011 г. N 222):

Разъяснено какие документы нужно представить, чтобы оформить права на государственный (муниципальный) участок под зданием.

Те, кто имеют в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на государственных или муниципальных земельных участках, приобретают права на последние.

Для этого они обращаются в орган, уполномоченный предоставлять земельные участки, с соответствующим заявлением. Пересмотрен перечень документов, прилагаемых к такому заявлению. В частности вместо копии свидетельства о госрегистрации юридического лица (ИП) можно предоставить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Дополнительно сообщается перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке. Указываются (при наличии у заявителя) их кадастровые (инвентарные) номера и адресные ориентиры.

Исключены сроки, в течение которых представляемые документы считаются действительными.

Отдельные документы не могут быть затребованы у заявителя. Они запрашиваются напрямую у тех органов, которые ими располагают. В частности, речь идет о выписках из реестров, кадастровом паспорте, уведомлениях. Однако обратившееся лицо вправе само их предоставить. Вышеуказанный запрет на истребование у заявителя документов при обращении для приобретения прав на федеральные участки действует с 1 октября 2011 г., но не ранее истечения 10 дней после официального опубликования приказа; на иные - с 1 июля 2012 г.

Приказ вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2011г. N 1000ан "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте 27/09/2011. Регистрационный N 21900. Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 5 октября 2011 г. N 222):

Утратил силу перечень лекарств, отпускаемых без рецепта врача (с внесенными изменениями).

Решение Верховного Суда РФ от 24 августа 2011г. N ГКПИ11-761 «Об отказе в признании недействующим пункта 6 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 г. N 370»:

Верховный суд РФ проверил законность норм, определяющих перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на землю (государственные или муниципальные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения).

В числе таких документов - кадастровый паспорт земли, в котором содержится описание всех частей участка, занятых объектами недвижимости. Он должен быть выдан не позднее 3 месяцев до даты подачи названного заявления. ВС РФ счел, что нормы не противоречат законодательству.

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 15 августа 2011г. N 355 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий"

Утверждены новые формы федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий.

Решение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2011г. N ГКПИ11-841:

Оспаривались положения, обязывающие представлять транспорт на первый государственный техосмотр в течение 30 суток после его госрегистрации. По мнению заявителя, такое правило, обязывающее представлять новую автомашину на первый техосмотр, противоречит Закону о защите прав потребителей. В силу положений названного закона потребитель имеет право получить товар без производственных дефектов и в состоянии, соответствующем установленным требованиям. Поэтому оспариваемые нормы незаконно возлагают на собственника новой автомашины обязанность нести бремя организационных и финансовых затрат по прохождению техосмотра и получению права пользования ею.

ВС РФ не согласился с этими доводам и пояснил следующее.

Предметом регулирования Закона о защите прав потребителей являются определенные отношения. Это отношения, которые возникают между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Его положениями устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды; на получение соответствующей информации; на государственную и общественную защиту их интересов. Действие этого закона не распространяется на отношения, которые связаны с проведением государственного техосмотра транспорта. Они урегулированы специальным федеральным законом в сфере безопасности дорожного движения.

С 1 января 2012 г. вступает в силу Закон о техосмотре транспорта. Исходя из его положений, от техосмотра будут освобождены в первые 3 года новые легковые и грузовые авто максимальной массой до 3,5 т (кроме такси, автобусов, учебных, специализированных и грузопассажирских машин).

Решение Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011г. N 770 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий"

Принят технический регламент ТС, посвященный безопасности пиротехнических изделий. Он вступает в силу с 15 февраля 2012 г.

Определен перечень соответствующих изделий, на которые распространяются его требования.

Установлены обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к этим изделиям и связанным с ними процессам а также правила их идентификации. Цель - защитить жизнь и здоровье человека, имущество и предупредить действия, вводящие в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2011г. N 748 "О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей":

Внесены коррективы в технический регламент, которым установлены требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному бензину, дизельному топливу, а также топочному мазуту.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2011г. N 757 "О внесении изменений в Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом":

Внесены коррективы в правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным, а также городским наземным электрическим транспортом.

Регулярные перевозки осуществляются с использованием именных билетов, если персональные данные о пассажирах подлежат передаче в соответствующие автоматизированные централизованные базы.

Такие билеты оформляются на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (для детей в возрасте до 14 лет - свидетельства о рождении). В этом случае пассажир, садясь в транспорт, должен предъявить контролеру не только именной билет, но и удостоверяющий его личность документ (свидетельство о рождении), на основании которого был оформлен билет.

Приказ Федеральной службы по тарифам от 11 августа 2011г. N 484-э "О внесении изменений в приказ ФСТ России от 8 апреля 2005 г. N 130-э" (Зарегистрировано в Минюсте 05/09/2011. Регистрационный N 21735):

Скорректирован порядок установления тарифов на тепловую энергию (мощность).

Региональные власти вправе предусматривать на 2011-2012 гг. тарифы для населения в размере, отличном от устанавливаемых для иных категорий потребителей. Внесены соответствующие коррективы в форму постановления регулирующего органа об установлении тарифов на тепловую энергию.

В тарифы для населения включается НДС. Данная поправка учитывает позицию ВАС РФ (постановление Президиума от 22 февраля 2011 г. N 12552/10), который указал, что при расчетах с населением за коммунальные услуги должен применяться тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС.

С 1 января 2011 г. запрещено предусматривать отдельные тарифы для потребителей-бюджетников.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2011г. N 882н "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 1081н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2011 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте 05/09/2011. Регистрационный N 21733):

Скорректировано распределение по регионам квоты на выдачу иностранцам приглашений на въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности на 2011 г.

Резерв квоты по России сокращен со 133 802 до 128 581 разрешений.

Квота не распространяется на иностранных граждан из государств-участников СНГ (кроме Туркменистана), с которыми у России установлен безвизовый режим.

Приказ МВД РФ от 16 июня 2011г. N 676 "Об утверждении Инструкции по организации работы пунктов централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны":

Регламентирован порядок организации и работы пунктов централизованной охраны (ПЦО) подразделений вневедомственной охраны МВД России.

Определены требования к системам и комплексам ПЦО.

Предусматривается обязательная защита от несанкционированных доступа к данным и их копирования.

Все служебные переговоры дежурной смены ПЦО записываются. Происходящее в пультовом зале, дежурной части и на прилегающей к ПЦО территории подлежит видеофиксации.

Приведены основные алгоритмы действий дежурной смены ПЦО при поступлении сигнала тревоги и в чрезвычайных ситуациях.

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2011г. N 725 "О составе территорий, образующих каждую часовую зону, и порядке исчисления времени в часовых зонах, а также о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации"

Территория России поделена на 9 часовых зон (на исчисление времени в регионах это не повлияет). Ранее было 9 часовых поясов (до 28 марта 2010 г. - 11).

Московское время исчисляется в национальной шкале времени UTC (SU) плюс 4 часа. Сезонный перевод часов не производится, счет часов и минут в течение календарного дня не изменяется.

Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2011г. N 744 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации":

Скорректирован перечень федеральных автодорог.

Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.

Приказ Федеральной налоговой службы от 31 августа 2011г. N ММВ-7-1/525@ "Об утверждении Единых требований к описанию адресов при ведении ведомственных информационных ресурсов":

К 1 ноября 2011 г. должна быть создана Федеральная информационная адресная система. Она будет содержать достоверные и общедоступные сведения об адресах различных объектов недвижимости.

Установлены единые требования к описанию адресов. Их обязаны соблюдать все ведомства при ведении собственных информационных систем.

Могут использоваться 2 способа адресации: на основе административно-территориального деления страны и территориальных принципов организации местного самоуправления.

Адрес включает наименования субъекта Федерации; округа (для ЗАТО); административного (муниципального) района; городского округа, внутригородской территории для Москвы и Санкт-Петербурга; города (населенного пункта, городского или сельского поселения); улицы. Для идентификации объекта также указываются номера домов, владений, домовладений, корпусов, строений, сооружений, помещений (в том числе квартир, комнат, офисов), земельных участков, гаражных боксов и т. п. Обязательно приводятся коды по ОКТМО и ОКАТО.

Для уточнения местоположения объекта используются индекс отделения почтовой связи, координаты адресной точки. Для адресации участков в садовых товариществах, боксов в гаражно-строительных кооперативах и иных подобных объектов дополнительно указываются наименования товариществ, ГСК, промзон.

В зависимости от конкретных условий отдельные элементы адреса могут быть опущены. В любом случае адрес должен быть уникальным и топологически корректным.

Приведены структура представления адреса в электронном виде, типы адресообразующих элементов и их сокращенные обозначения.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 августа 2011г. N 03-01-15/5-105:

Плательщики ЕНВД при осуществлении деятельности, подпадающей под этот налоговый режим, могут не применять контрольно-кассовую технику при расчетах наличными и (или) с использованием платежных карт. Это допускается, если клиенту по его требованию выдается документ (товарный чек, квитанция и др.), подтверждающий прием денег за товар (работу, услугу).

Для налогоплательщиков, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июля 2011г. N Д23-3129 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка":

Правила землепользования и застройки поселения (в т. ч. градостроительные регламенты), на территории которого расположен земельный участок не утверждены.

До принятия указанных правил, но не позднее чем до 31 декабря 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капстроительства на другой принимает глава местной администрации. При этом учитываются результаты публичных слушаний. Исключение составляют случаи, когда изменяется один вид разрешенного использования земельных участков на другой, предусматривающий, в частности, жилищное строительство.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не является указанным актом.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июля 2011г. N 2174/11:

Ст. 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке. Ранее штраф для юрлиц составлял от 0,01 до 0,15 размера выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение, но не более 0,02 совокупной выручки от реализации всех товаров (работ, услуг). С 22 августа 2009 г. вступили в силу поправки, уточняющие санкции по ст. 14.31. Так, введен минимальный штраф для юрлиц - 100 тыс. руб. Если выручка от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение, превышает 75% совокупной выручки, то налагается следующий штраф. От 0,003 до 0,03 размера выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено нарушение, но не более 0,02 совокупной выручки.

До вступления поправок в силу организацию оштрафовали на сумму, соответствующую минимальной санкции (0,01 от выручки). Она просила уменьшить штраф. При этом организация ссылалась на уменьшение минимальной санкции по такому нарушение (с 0,01 до 0,003). Президиум ВАС РФ решил, что в смягчении наказания отказали незаконно.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий (отменяющий) административную ответственность, имеет обратную силу. Он распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении наказания не исполнено. При рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с законом, смягчающим ответственность, применяются все установленные новой редакцией правила (и общие, и специальные). В связи с этим правоприменитель должен учесть и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.

Если лицо, привлеченное к ответственности, просит применить смягчающий ее закон, то непринятие данных мер является бездействием органа (должностного лица) в смысле главы 24 АПК РФ.